Из Годового Отчета Европейского Совета Производителей и Импортеров ЛКМ.
«Эта статья для бизнеса, ответственно относящегося к той нагрузке, которую он создает для общества и окружающей среды». Председатель Европейского Совета Производителей и Импортеров ЛКМ (CEPE) Рене Риу.
«Мы не должны брать у природы больше, чем в состоянии ей отдать». Хеннер Штратенверт. Председатель правления FEIDAL Coatings, член Президиума CEPE.
С ростом населения мира потребность в ресурсах также беспрецедентно возрастает. Если ничего не будет сделано сейчас, к 2050 году человечеству будет нужно 3 земных шара, чтобы прокормить себя. Нужно что-то менять в нашем подходе к использованию мировых ресурсов уже сегодня, чтобы следующие поколения могли жить и развиваться. Эта проблема формирует вызов, который заставляет мир искать пути устойчивого развития с меньшей нагрузкой на окружающую среду. Поэтому каждая уважающая себя цепь поставок (supply chain) от производства сырья до готового продукта заинтересована определить свою роль в этом процессе . Установив эту необходимость, компании могут сфокусироваться на вопросе, как уменьшить свою долю нагрузки на окружающую среду. Понимая, что лакокрасочная индустрия составляет малую часть в нагрузке на окружающую среду, по сравнению, например, с транспортной индустрией, тем не менее Европейская Ассоциация производителей ЛКМ (CEPE) на своей конференции в 2012 году с одобрения совета директоров сочла важным дать оценку продуктов, предлагаемых рынку членами CEPE.
Один из стимулов к применению такой оценки - это Green Public Procurement (GPP) или «Зеленые Общественные Закупки». GPP – это процесс, при котором общественные организации стараются закупать товары, услуги и работы с уменьшенным воздействием на окружающую среду в течении всего их жизненного цикла по сравнению с товарами, услугами и работами с той же основной функцией, но произведенными без учета их воздействия на окружающую среду. GPP был разработан и внедрен как инструмент для стимуляции уменьшения экологически неблагоприятной нагрузки и как побуждение для индустрии к разработке более экологичных технологий и продуктов. Европейский союз разработал в GPP критерии для закупки таких продуктов, как офисное оборудование, информационные технологии, строительство, транспорт, мебель и так далее.
Другим стимулом является запрос от прямых и непрямых покупателей, которые хотят рассчитать нагрузку на окружающую среду продукта, поставляемого ими на рынок. Для этого им нужны данные о влиянии на экологию всех компонентов, которые составляют их конечный продукт. Так, во многих случаях, краски и представляют собой один из компонентов. Конечный продукт в этом случае – например, построенный дом.
Новый тип вопросов требует ответов, которые также являются новыми для нас.
Перед нашей индустрией раньше стояли только вопросы состава нашей продукции, ее характеристик и цены. Но чтобы оценить меру нашего воздействия на окружающую среду, мы должны ответить и на такие вопросы как: сколько двуокиси углерода связывается в нашем продукте, сколько воды нужно использовать, чтобы произвести килограмм нашего продукта и так далее.
Такая информация приводится в специальном документе: Environmental Product Deсlaration (EPD). Безусловно, помимо экологических затрат, мы также должны отвечать и на вопросы, касающиеся экологической выгоды нашей продукции. Если производитель знает , сколько двуокиси углерода связано в одном квадратном метре окрашиваемого основания, ему будет интересно также знать, как долго краска будет защищать подолжку. Ответы на такие вопросы помогут оценить экологическую выгоду от продукта, например, уменьшение выделения двуокиси углерода. На самом деле сейчас в нашей индустрии мы переходим к новому мышлению в масштабах ВСЕГО жизненного цикла продукта, что означает необходимость представлять себе воздействие на окружающую среду сырья или исходных материалов, процесса производства и готовых продуктов. Улучшение готовой продукции при таком подходе означает как использование меньшего количества невозобновляемых ресурсов, так и предложение функциональности, уменьшающей расход энергии или выделение углекислого газа в течении всего жизненного цикла продукта.
Новые рецептуры с уменьшенным содержанием неэкологичного сырья не должны при этом оказывать негативный эффект на экологичность конечного продукта в масштабах жизненного цикла.
Подсчитываем вклад наших продуктов в устойчивое развитие.
Мы конечно можем иметь положительные ощущения относительно вклада наших продуктов в устойчиво развивающийся мир, но этого недостаточно. Требуется точно рассчитать этот вклад и выразить его в научно обоснованной форме. Для этого наша индустрия должна быть вовлечена в общеевропейский процесс. CEPE взяла на себя задачу сделать общедоступной для всех участников различных цепей поставок информацию, позволяющую проделать такие вычисления.
CEPE начинает действовать.
В этой ситуации CEPE предоставляет предприятиям лакокрасочной промышленности новые возможности. Она помогает формировать исходные данные для экологических расчетов и обеспечивает для них согласованные алгоритмы. Посредством собственных расчетов или при поддержке CEPE для типичных рецептур, производители ЛКМ- члены CEPE - будут в состоянии с уверенностью ответить на вопросы покупателей об экологических затратах и выгодах своей продукции. Первым шагом в этом направлении будет создание базы данных, описывающей жизненный цикл сырья и производственных процессов. В нашей индустрии пока отсутствует общепринятая база таких данных, что делает текущие расчеты не всегда сопоставимыми. Для создания этой базы данных будут наняты специальные консультанты.
Также лакокрасочная индустрия на данный момент не имеет стандартов, которые ясно описывают подход ы к оценке экологических выгод и затрат.
Для реализации этого проекта мы будем тесно сотрудничать с ассоциациями поставщиков, таких как производители латексов или диоксида титана.
На будущей стадии проекта, когда типовые данные и методологии будут установлены, наша индустрия сможет создавать EPD и принимать участие в полном анализе жизненного цикла продуктов.
Планы CEPE на следующий год.
CEPE также разрабатывает хартию устойчивого развития, которая будет описывать планы нашей индустрии на 2012 год.
О терминологии.
Чтобы раскрыть понятия экологические затраты и экологические выгоды, рассмотрим следующий пример:
Производитель ЛКМ поставляет на рынок алкидную краску, содержащую значительное количество растворителя. При ее производстве и использовании в атмосферу выделяются различные вредные вещества. Это – экологические затраты. Для производства смолы, латекса, диоксида титана и других видов сырья тратится электроэнергия, выделяется углекислый газ, расходуются невозобновляемые ресурсы. Это также экологические затраты. Применение современных лакокрасочных систем позволяет эксплуатировать здания, сооружения и машины без перекрашивания в течении 10-20 лет и не тратить энергию и ресурсы на ремонт. Это – экологические выгоды.
Рассмотрим ситуацию с разработкой новой краски. Предположим, производители предлагал на рынок алкидную краску с высоким содержанием растворителя. То есть экологические затраты этой продукции были высокие. Однако, эта краска имела срок службы 7-10 лет. При разработке рецептуры новой продукции производитель сумел заменить большую часть растворителя на воду и уменьшить таким образом экологические затраты. Но срок службы новой краски оказался значительно меньше и составил всего 2 года. Таким образом, раз в 2 года, владелец объекта, окрашенного этой краской, должен был заказать новую партию материала, привезти ее на объект и произвести ремонтное окрашивание. Все эти операции требуют ресурсов и негативно влияют на окружающую среду. Соответственно, экологические выгоды новой краски оказались значительно меньше, чем у старой. Чтобы оценить экологичность продукта в масштабах всего жизненного цикла, мы должны учитывать как прямые экологические затраты, так и косвенные экологические выгоды в течении всего срока службы нашего продукта. CEPE разрабатывает алгоритмы и собирает статистические данные, позволяющие производить такие расчеты.