Автохимия и автокосметика, появившиеся на полках наших авто магазинов, в большинстве случаев ставит в тупик рядового автолюбителя. Порой даже специалисты не сразу могут разобраться в таком изобилии продукции, которые предлагает магазин автохимии. Большое количество вопросов у покупателя возникает при виде покрытия - антидождь или нанопокрытие для автомобильных стекол.
Что же это такое - антидождь для стекол? Попытаемся разобраться в новинках нанотехнологий.
Что же заставило специалистов заняться разработкой нанопокрытие лобового стекла?
Появления таких защитных жидкостей начинается с того времени, когда самолеты стали летать быстрее и при любых погодных условиях. Чтобы обеспечивать хорошую видимость через лобовые стекла в дождь и снег, и возникла необходимость в изобретении гидрофобного вещества, которое способствовало бы созданию на стекле водоотталкивающего эффекта ("эффект лотоса").
Благодаря такому нано покрытию вода, попадая на поверхность стекла, собирается в большие капли и скатывается, или под потоком встречного воздуха просто сдувается.
Разработка покрытия антидожь позволило в дальнейшем, сохранять хорошую видимость даже в сильные ливни. Один из таких составов разрабатывался специалистами NASA для внешнего защитного покрытия стекол кабин пилота.
Покрытие антидождь, представляет собой раствор специальных веществ в изопропиловом спирте. При нанесении покрытия на поверхность, образуется невидимый защитный слой, обладающий такими свойствами как: устойчивость пленки к механическому воздействию, не смачиваемость водой. И сейчас подобная жидкость антидождь находит широкое применение не только в авиации, железнодорожном транспорте, но и в других отраслях, и конечно применяется для защиты лобовых стекол автомобилей, катеров и другой техники.
Антидождь - что это?
Мы с вами не будем уходить глубоко в формулы и понятия органической химии, просто скажем, что "антидождь"- это смесь силиконовых производных и полимеров, разбавленных органическим растворителем. Дело в том, что после испарения летучих смесей, на стекле образуется достаточно прочная гидрофобизирующая (водоотталкивающая) пленка. Капли воды, попав на нее, не растекаются, а превращаются в шарики, и скатываются, или сдуваются потоком воздуха. И как следствие, стекло значительно меньше смачивается, и загрязняется.
Эффективность водоотталкивающих нанопокрытий покрытий оценивается по величине краевого угла смачивания стекла — что это такое, можно увидеть на рисунке.
Капля воды на обычном (гидрофильном) стекле выглядит как плоская «клякса» — угол смачивания в этом случае всегда будет острым.
На гидрофобной поверхности капля уже «пузатая», похожая на шарик, и угол смачивания такой поверхности — всегда тупой, то есть больше 90 градусов. Причем чем он «тупее», тем выше степень гидрофобизации стекла и, следовательно, эффективность препарата.
Нанопокрытие для автомобильного стекла, которое предлагает компания "Ви-Дей", имеет краевой угол смачивания, превышающий 150 градусов, в то время как аналогичные - в пределах 110 градусов. Современные технологии коллоидного синтеза наночастиц с необходимыми свойствами и заданными размерами обеспечили прорыв в создании нанопокрытия для автомобильных стекол!
Обработка стеклянных поверхностей производилась в строгом соответствии, а роль «транспортира» в испытаниях выполнял катетометр — прибор, умеющий определять размеры капель воды (высоту и диаметр основания). Затем, используя специальную формулу, специалисты-химики вычисляли косинус угла смачивания и его величину в градусах.
Представленное покрытие для автомобильных стекол, показало поразительные результаты, большая величина краевого угла (более 150 градусов) способствует тому, что капля стремится принять идеальную сферическую форму, в результате чего площадь ее контакта с гидрофобной поверхностью минимальна, а смачивание практически отсутствует.
Главным параметром оценки работы нанопокрытия для стекол является - прозрачность стекла после нанесения антидождя.
Часто приходится слышать, что антидожди образуют на прозрачной поверхности мутную пленку, похожую на налет от табачного дыма. Да, такой эффект наблюдается: полимеры и силиконовые добавки действительно могут ухудшать прозрачность стекла. Но читайте инструкцию — и соблюдайте технологию обработки!
После нанесения состава нужно подождать, пока испарится растворитель (на это может потребоваться до 10 минут), затем после высыхания тщательно отполировать мягкой тканью (естественно, сухой и чистой). Заметим, не просто растереть, а именно отполировать — до ощущения гладкой и скользкой поверхности. Последняя операция требуется как раз для того, чтобы удалить белесую полимерную дымку и избавиться от «табачного» эффекта.
Наибольший гидрофобный эффект дает обработка поверхностей, которые обдуваются потоком воздуха — это фары и лобовые стекла.
Помогают гидрофобизирующие составы и струйному очистителю, омывателю фар. Хорошо работает антидождь и на боковых стеклах. Правда, только в том случае, если они хорошо обдуваются потоком воздуха — тут уже сказываются индивидуальные аэродинамические особенности автомобиля.
Можно ли наносить антидождь или нанопокрытие на пластиковое забрало мотоциклетного шлема?
Можно. Есть, правда, один неприятный психологический нюанс. Дело в том, что при движении с высокой скоростью в сильный дождь по гидрофобизирующей пленке «разбегаются» большие водяные шарики — возникает ощущение «космического полета», типа звездного дождя. Из-за близкого расположения глаз к стеклу шлема и индивидуальных особенностей зрения такой «звездопад» может и сбить с толку.
Когда вы наносите антидождь, очень важно соблюдать все требования инструкции.
Крайне важна и предварительная подготовка поверхности. Чтобы не было мутных разводов, наносить антидождь надо на идеально чистое стекло! Не ленитесь и не спешите: сначала отмойте водой с автошампунем, потом — обезжиривающей жидкостью. И будьте аккуратны при нанесении состава. Если зацепите салфеткой скопившуюся на резиновом уплотнителе или стойке грязь, то мигом размажете ее по всему стеклу.
Напоследок еще один совет.
Если вам понравится пользоваться антидождями или нанопокрытиями для стекол, не ленитесь хотя бы раз в два месяца повторять обработку или просите делать это персонал фирменных моек (в Красноярске у нас, такая услуга стоит 150 рублей). В конце концов, для собственного удобства стараетесь. И для собственной безопасности. Обработка стекла антидождем производится по адресу: Красноярск, ул. Пограничников 115, автотехцентр «Корнет авто».
Что дает применение именно этого нанопокрытия?
Заполняются мелкие царапины и потертости на стекле. Стекло приобретает водоотталкивающие свойства, позволяющие обходиться в дождь без использования стеклоочистителя. Улучшается видимость. Защитный слой облегчает удаление грязи, пятен от насекомых и смолы деревьев. В зимнее время средство облегчает удаление наледи со стекол, улучшаются их декоративные свойства: появляется блеск, характерный для влажного стекла. Положительным моментом является отсутствие в составе полироли силиконов.
Ну, и самое главное – собственно эффект.
При какой скорости проявляется гидрофобный эффект? Имеет ли он место при маленьких скоростях и слабом встречном ветре?
В состав подобных средств обычно входят дистилляты нефти и полимеры. Дистилляты выступают в роли растворителя, а полимеры создают защитную пленку на стекле. При скорости в 60 км/ч, вы спокойно можете ехать, не включая, дворники!
Как и любое средство, «анти дождь» дает только тот эффект, на который он рассчитан. И остановившись на перекрестке, не удивляйтесь, если вдруг вам придется включить на пару взмахов «дворники». Средство начинает действовать на скорости примерно 35 км/час, а полный эффект достигается при 50 км/час и выше. Препарат не удаляет грязь и пыль, если машина стоит длительное время на улице, но достаточно спрыснуть водой, и ваше стекло будет чистое.
Поскольку средство содержит изопропиловый спирт, не допускайте его попадания «вовнутрь», а в случае попадания в глаза промойте их большим количеством воды. Категорически запрещено смывать свеженанесенный препарат горячей водой.